Большой Успенскій соборъ

Каждый, посѣщающій Москву, съ благоговѣніемъ останавливается предъ Успенскимъ соборомъ «первопре- . стольною, златоверхою церковію», передъ этимъ «домомъ Пресвятыя Богородицы», какъ именовали этотъ соборъ древніе лѣтописцы. Много священныхъ воспоминаній вмѣщаетъ въ себѣ Успенскій соборный храмъ. Въ немъ издревле сохраняются предметы благоговѣйнаго поклоненія вѣрующихъ, въ немъ нетлѣнно почиваютъ мощи святыхъ предстателей нашихъ предъ престоломъ Божіимъ; въ немъ погребены тѣла всероссійскихъ патріарховъ; въ немъ наконецъ вѣнчались на царство и донынѣ коронуются Самодержцы всероссійскіе.

Изъ лѣтописныхъ сказаній, собранныхъ покойнымъ изслѣдователемъ московскихъ древностей И. М. Снегиревымъ, извѣстно, что первый храмъ Успенія Божіей Матери заложенъ былъ въ Москвѣ въ 1326 году, повелѣніемъ великаго князя Іоанна Даниловича Калиты и по совѣту св. Петра, перваго митрополита московскаго, который здѣсь же, въ сѣверной стѣнѣ собора, устроилъ себѣ мѣсто для могилы, въ которой и были погребены въ томъ же году святыя его мощи. Черезъ 146 лѣтъ послѣ того, соборъ, по ветхости и тѣснотѣ, былъ разобранъ до основанія и на мѣсто его заложенъ новый, великимъ княземъ Іоанномъ III, при митрополитѣ всероссійскомъ Филиппѣ I, который для постройки собора обложилъ данью всѣ монастыри и церкви; много пожертвованій было также сдѣлано боярами и гостьми московскими. Впрочемъ, въ новомъ своемъ видѣ, соборъ не былъ достроенъ; неопытность строителей была причиною, что соборъ, соруженный до сводовъ, обрушился въ 1474 году. Тогда Іоанномъ III вызванъ былъ изъ Венеціи искусный зодчій Фіоравенти, прозванный по имени мудреца древности, Аристотелемъ, который, взявъ за образецъ для постройки соборный храмъ въ городѣ Владимірѣ, построилъ московскій Успенскій соборъ въ пять лѣтъ. 12-го августа 1479 года, новосозданный храмъ былъ освященъ митрополитомъ Геронтіемъ и торжество это заключилось семидневнымъ пиромъ духовенству и боярамъ на великокняжескомъ дворѣ и раздачею милостыни на весь городъ. Въ 1514 году, по повелѣнію великаго князя Василія Іоанновича, соборъ былъ украшенъ стѣннымъ писаніемъ столь благолѣпно, что когда вступилъ въ него Государь съ митрополитомъ Варлаамомъ, придворными и знатнѣйшимъ духовенствомъ, то, по словамъ лѣтописца, «видяще превеликое созданіе соборныя церкви, и многочудную подпись, и великихъ чудотворцевъ цѣлебоносные гробы, воистину мнящеся яко на небеси стояти». Послѣ пожара, истребившаго въ 1547 году почти всѣ кремлевскія зданія и разрушившаго кровлю и паперти Успенскаго собора, царь Іоаннъ Васильевичъ Грозный возобновилъ соборъ и переложилъ св. мощи Петра митрополита изъ прежней серебряной раки въ новую, золотую. Въ Успенскомъ соборѣ поставлены были св. иконы, взятыя изъ городовъ, присоединенныхъ къ московскому государству, Владиміра на Елязьмѣ, Новгорода великаго, Пскова, Устюга великаго и Смоленска, и сверхъ того на украшеніе первопрестольной церкви была посвящена часть сокровищъ, взятыхъ въ Новгородѣ и Псковѣ великими князьями Іоанномъ III и Василіемъ III и царемъ Іоанномъ Грознымъ.
Въ бѣдственную для Россіи годину московскаго разоренія (1610–1613 г.), когда первопрестольная столица русская была во власти Поляковъ, Успенскій соборъ много потерпѣлъ отъ враговъ. Хотя усердіе Москвитянъ успѣло скрыть отъ поляковъ многія иконы, покрытыя золотомъ и серебромъ и украшенныя драгоцѣнными прикладами, но большею частію хранившіяся въ соборѣ сокровища были расхищены, святыня поругана, много святыхъ иконъ расколото и сожжено, среброкованныя раки святителей и золотая рака св. Петра митрополита разсѣчены на частй и раздѣлены между святотатцами. Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ, по вступленіи своемъ на всероссійскій престолъ, нашелъ эту драгоцѣнную всероссійскую святыню разоренною и обезображенною врагами. Первою заботою новаго царя было устроить и привести соборный храмъ въ прежній благолѣпный видъ, и тогда же, по повелѣнію царскому, въ соборѣ сдѣланы были необходимыя перестройки, а вызванные изъ Пскова иконописцы въ два года написали вновь по золоту все стѣнное письмо въ соборѣ и придѣлахъ, на что. употреблено было 210,000 листовъ золота, или 1721 червонецъ. При Алексѣѣ Михайловичѣ сдѣланъ былъ новый иконостасъ, послѣ чего соборъ, возобновленный и украшенный, былъ освященъ 9-го сентября 1652 года, патріархомъ Никономъ. Въ 1737 году Кремль опять былъ опустошенъ пожаромъ, отъ котораго сильно потерпѣла наружность собора; но при императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ соборъ былъ вновь исправленъ, а при Екатеринѣ II возобновлено иконное и стѣнное письмо. Въ такомъ видѣ соборъ былъ снова торжественно освященъ крутицкимъ епископомъ Самуиломъ въ 1773 г.
Во время нашествія Французовъ на Россію въ 1812 году, Успенскій соборъ, вмѣстѣ съ прочими московскими церквами, подвергся сильному разоренію и поруганію и едва не былъ совершенно разрушенъ, потому что Французы сдѣлали уже приготовленія, чтобы взорвать храмъ порохомъ. Драгоцѣннѣйшія, утвари соборной ризницы, вмѣстѣ съ чудотворною иконою Владимірской Божіей Матери, вывезены были изъ Москвы въ Вологду, но много святыни пришлось оставить на мѣстѣ; въ томъ числѣ находились всѣ раки съ св. мощами, образа въ золотыхъ и серебряныхъ окладахъ, драгоцѣнныя паникадила, подсвѣчники и лампады. Непріятель разграбилъ и опустошилъ все: въ руки его досталось 335 пудовъ серебра и 18 пудовъ золота. Поруганное святилище французы наполнили бочками, горнами, станками; между разграбленными иконами разставлены изваянія богатырей, взятые изъ оружейной палаты. Только гробница св. Іоны митрополита была пощажена врагами. Послѣ изгнанія Французовъ изъ Россіи, кремль и соборы были очищены и возобновлены въ три мѣсяца поновлено 375 иконъ, которыя и были обложены чеканнымъ позолоченнымъ серебромъ, по образцу прежняго оклада. 30 августа 1813 года соборъ освященъ преосвященнымъ Августиномъ, при чемъ, въ крестномъ ходѣ вокругъ собора, обносимы были св. мощи Петра митрополита въ преднесеніи архипастырскаго жезла его. Съ тѣхъ поръ этотъ освященный и древній храмъ былъ постоянно украшаемъ благочестивою щедростію Государей и усердіемъ доброхотныхъ дателей. Особенно много содѣйствовали украшенію первопрестольнаго храма служившій въ немъ 20 лѣтъ протопресвитеръ Іаковъ Никольскій и церковный староста Третьяковъ. Всѣ мѣстныя иконы покрыты богатыми серебряными съ позолотою ризами; придѣлы возобновлены; на трехъ сторонахъ позолочены иконостасы, въ которыхъ помѣщены св. образа, принесенные изъ другихъ городовъ и монастырей духовными лицами.
Въ Успенскомъ соборѣ находятся слѣдующіе пять придѣловъ: 1) придѣлъ Св. Апостолъ Петра и Павла, пристроенный въ 1328 или 29 году; въ немъ почиваютъ мощи св. митрополитовъ Петра и Ѳеогноста. Святотатственная рука враговъ Россіи дважды коснулась гроба св. Петра: въ первый разъ онъ былъ раскрытъ (въ 1382 г.) татарскимъ ханомъ Тохтамышемъ, который думалъ найти въ немъ спрятанныя сокровища; въ второй Наполеономъ въ 1812 году. Во время нашествія Французовъ, мощи святителя лежали подъ спудомъ, но впослѣдствіи, съ дозволенія святѣйшаго синода, Августинъ, архіепископъ московскій, торжественно открылъ св. мощи при освященіи первой придѣльной церкви Успенскаго собора, гдѣ онѣ и донынѣ почиваютъ. При гробѣ св. Петра избираемы и нарекаемы были святители; здѣсь же удѣльные князья цѣловали крестъ въ вѣрности великому князю. Митрополитъ Ѳеогйостъ, коего мощи почиваютъ подлѣ мощей св. Петра, управлялъ сперва кіевскою, а потомъ московскою митрополіею 25 лѣтъ и скончался 14-го марта 1353 года. Лѣтопись именуетъ его «великимъ наставникомъ».
2) Придѣлъ Похвалы Богородицы построенъ въ юго-восточной главѣ собора, на полатяхъ, т. е. въ верхнемъ ярусѣ, въ 1459 году митрополитомъ св. Іоною, въ память бѣгства Татаръ, приходившихъ на рѣку Оку, при великомъ князѣ Василіѣ Темномъ. Здѣсь въ 16-мъ и 17-мъ столѣтіяхъ происходило избраніе святителей, которые въ этомъ же придѣлѣ облачались, служили и принимали архипастырскій посохъ. Такъ въ Лохвальскомъ придѣлѣ соборъ святителей, въ числѣ коихъ находился бывшій въ то время въ Россіи патріархъ іерусалимскій Іеремія, избралъ патріарха всероссійскаго Іова, а въ 1619 году новонареченный патріархъ Филаретъ въ этомъ придѣлѣ облачился въ святительскія одежды и стоялъ тамъ до самаго времени посвященія своего. Изъ одного свидѣтельства видно, что въ это время Похвальскій придѣлъ находился не вверху собора, а внизу, но когда именно онъ былъ переведенъ туда и сколько времени тамъ находился — неизвѣстно.
3) Придѣлъ Св. Великомученика Димитрія мироточца, существовавшій уже въ 1471 году и построенный, по всей вѣроятности, великимъ княземъ Димитріемъ Іоанновичемъ Донскимъ (1363–1389 г.). Здѣсь погребено тѣло князя Юрія Даниловича, брата великаго князя Іоанна Калиты— эта гробница считается древнѣйшею княжескою гробницею въ Москвѣ. Въ этомъ же придѣлѣ убитъ мятежниками въ 1547 году князь Юрій Глинскій, родной дядя Іоанна Грознаго, искавшій здѣсь убѣжища. Въ 1606 году, по совершеніи бракосочетанія Лжедимитрія съ Мариною Мнишекъ въ Успенскомъ соборѣ, новобрачная отведена была въ Дмитровскій придѣлъ, гдѣ стояла во время литургіи до херувимской пѣсни, послѣ которой уже лжепатріархъ Игнатій возложилъ на нее Мономахову цѣпь. Въ 1676 году, во время коронованія царя Ѳеодора Алексѣевича, царь перемѣнилъ въ этомъ придѣлѣ свое платье и надѣлъ Мономахову шапку, въ которой потомъ слушалъ литургію.
4) Придѣлъ Св. Іоанна Лѣствичника подъ колоколами, находящійся въ Ивановской колокольнѣ. Онъ построенъ въ 1329 году Іоанномъ Даниловичемъ Калитою, въ видѣ отдѣльной церкви, которая была перестроена при Іоаннѣ Ш, зодчимъ Цебономъ Фрязиномъ.
5) Придѣлъ св. Филиппа митрополита, устроенный, какъ полагаютъ, вскорѣ послѣ перенесенія въ Москву въ 1652 году мощей этого святителя новгородскимъ митрополитомъ (впослѣдствіи патріархомъ) Никономъ изъ Соловецкаго монастыря.
Изъ множества замѣчательныхъ предметовъ Успенскаго собора обращаютъ на себя благоговѣйное вниманіе вѣрующихъ находящіяся въ соборѣ иконы. Изъ нихъ мы укажемъ на слѣдующія:
1) Икона Всемилостиваго Спаса, сидящаго на престолѣ, съ открытымъ въ лѣвой рукѣ Евангеліемъ, на словахъ (на греческомъ языкѣ): Азъ есмъ свѣтъ мірови. Десница Спасителя указываетъ внизъ, что произошло, по преданію, чудомъ. Образъ этотъ писанъ греческимъ императоромъ Мануиломъ, который изобразилъ Спасителя указующимъ десницею на слова Евангелія. Но когда Ману илъ, присвоивъ себѣ судъ святительскій, жестоко наказалъ одного священника, тогда Спаситель, явившись царю въ сонномъ видѣніи, повелѣлъ ангеламъ возложить раны священника на самаго царя, который, проснувшись, ощупалъ раны на себѣ и увидѣлъ, что на иконѣ перстъ Спасителя указываетъ не на слова Евангелія, а внизъ.
2) Образъ Благовѣщенія Божіей Матери, принесенный изъ Устюга великаго при Іоаннѣ Грозномъ и св. Филиппѣ митрополитѣ. Предъ этою чудотворною иконою, источившею мѵро, молился св. Прокопій Устюжскій, Христа ради юродивый (жившій въ 13-мъ вѣкѣ), и молитвою своею отвратилъ отъ города каменную тучу, которая среди землетрясенія упала на ближній Котовальскій лѣсъ, поломавъ въ немъ множество деревьевъ.
3) Икона св. Великомученика Димитрія Селунскаго, писанная на гробовой доскѣ его. Она принесена была изъ Ѳессалоники во Владиміръ вмѣстѣ съ сорочкою великомученика, при великомъ князѣ Всеволодѣ— Болыное-Гнѣздо, въ 1197 году.
4) Икона Владимірской Божіей Матери, писанная по преданію св. Евангелистомъ Лукою. Она первоначально привезена была изъ Константинополя въ Кіевъ, потомъ въ 1154 году перенесена во Владиміръ и наконецъ въ 1395 году при великомъ князѣ Василіѣ Дмитріевичѣ въ Москву. Это было въ то время, когда татарскій ханъ Тамерланъ, шедшій въ Москву, внезапно повернулъ назадъ. Донынѣ въ день перенесенія этой святой иконы въ Москву совершается крестный ходъ изъ Успенскаго собора въ Срѣтенскій монастырь, гдѣ она была встрѣчена. Предъ нею, при избраніи святителей, клали на пеленѣ, въ кіотѣ, запечатанные царемъ жребіи, которые вынимались послѣ молебна митрополитомъ; послѣ чего царь, распечатавъ вынутый жребій, объявлялъ всему собору имя избраннаго. Когда, по сверженіи Годунова, клевреты самозванца сорвали съ патріарха Іова святительскія одежды, тогда патріархъ снялъ съ себя панагію и положилъ ее у образа Владимірской Божіей Матери, у котораго она была на него возложена. Отъ этой именно иконы Успенскій соборъ московскій именуется домомъ Пресвятыя Богородицы.
5) Образъ Псково-Покровскія Богоматери съ видомъ города Пскова и монастыря Покровскаго. На иконѣ этой сохранилась надпись, изъ которой видно, что во время осады Пскова королемъ польскимъ Стефаномъ Баторіемъ въ 1573 году, одинъ кузнецъ по имени Дороѳей, сидя вечеромъ въ сѣняхъ свой келіи (избы) и сокрушаясь объ угрожающей городу опасности, увидѣлъ яркій свѣтъ, простирающійся отъ Печерской обители, чрезъ рѣку Великую, по лѣвую сторону Мирожскаго монастыря до города Пскова, и подъ этимъ свѣтомъ Богоматерь, идущую въ воздухѣ и поддерживаемую съ лѣвой стороны преподобнымъ Антоніемъ Кіево— Печерскимъ, а съ правой игуменомъ Корниліемъ Псково— Печерскимъ. Богоматерь вступила, чрезъ городскую стѣну въ городъ и сказала: «пусть принесутъ мой образъ и хоругвь на мѣсто, гдѣ я стою, и поставятъ здѣсь пушку; другую же пушку пусть помѣстятъ внизу и отсюда стрѣляютъ по королевскимъ татрамъ, которые находятся внизу за горою (при этомъ Богоматерь указала на нихъ рукою). Люди должны сокрушаться о грѣхахъ своихъ и молиться Богу, а я буду молить о васъ Сына моего, славимаго со Отцемъ и св. Духомъ, и Онъ услышитъ моленіе рабовъ своихъ. Тогда король смятется умомъ и, посрамленный, отступитъ отъ стѣнъ города». Сказавъ это, Пресвятая Богородица стала невидима; Дороѳей же воспрянулъ и увидѣлъ себя сидящимъ въ сѣняхъ своей келіи. Затѣмъ онъ повѣдалъ о явленіи воеводамъ и всему освященному собору. На этой иконѣ находится золотой, украшенный алмазами окладъ, который сооруженъ повелѣніемъ императрицы Анны Іоанновны, въ память побѣды надъ Турками, во время войны, бывшей съ 1736 по 1740 годъ.
6) Образъ Всемилостиваго Спаса, сидящаго на престолѣ. Онъ принесенъ въ Москву изъ Владиміра по повелѣнію великаго князя Василія Іоанновича въ 1518 г.
7) Образъ Успенія Пресвятыя Богородицы, полагаемый въ праздничные дни на налой для чествованія— онъ писанъ, по преданію, на гробовой доскѣ св. Алексія митрополита.
8) Образъ Іерусалимской Богоматери. Это старинный вѣрный списокъ съ образа, который преданіе приписываетъ Апостоламъ, изобразившимъ Пресвятую Дѣву въ 15-й годъ по вознесеніи Господнемъ, въ Геѳсиманіи, гдѣ находится и гробъ Богородицы. Подлинный образъ былъ принесенъ изъ Іерусалима въ Царьградъ въ 453 г., а отсюда въ Херсонъ въ 898 году. Когда великій князь Владиміръ взялъ этотъ городъ и принялъ въ немъ св. крещеніе, тогда онъ прислалъ эту святыню въ Новгородъ, гдѣ она стояла въ Софійскомъ соборѣ до покоренія Новгорода Іоанномъ Ш, перенесшимъ икону въ московскій Успенскій соборъ. Образъ былъ похищенъ во время нашествія Наполеона, и по этой-то причинѣ на мѣсто его поставленъ находившійся дотолѣ въ церкви Рождества Богородицы списокъ. На поляхъ кругомъ этого образа написаны св. Апостолы Петръ, Павелъ, Іоаннъ, Лука, Андрей, Симонъ, Филиппъ, Матѳій, Маркъ, Іаковъ, Ѳома и Варѳоломей, и св. мученики Прокопій, Димитрій, Георгій и Меркурій.
9) Икона Тихвинскія Божія Матери, замѣчательна тѣмъ, что списокъ ея былъ порукою со стороны Россіи, при заключеніи со Шведами Столбовскаго мира въ февралѣ 1617 года.
10) Образъ Влахернскія Божія Матери, изъ воскомастики, находящійся въ придѣлѣ св. Апостолъ Петра и Павла и присланный въ 1654 году царю Алексію Михайловичу отъ протосингела (намѣстника) іерусалимскаго патріаршаго престола Гавріила, который въ грамотѣ къ царю написалъ, что эта икона была нѣкогда покровительницею Константинополя и греческихъ благочестивыхъ государей и что царь Ираклій имѣлъ ее съ собою въ походѣ противъ Персовъ (610 г.).
Замѣчательны наконецъ иконы, которыя были, по древнему обычаю, подносимы царю, семейству его и святителю отъ церквей и монастырей иногородныхъ. Иконы эти отъ царя и патріарха большею частію поступали въ Успенскій соборъ.
Престолъ въ главномъ алтарѣ Успенскаго собора каменный; онъ былъ покрытъ до 1812 года среброкованною позлащенною одеждой. На особомъ столѣ позади престола стоитъ золотой ковчегъ, слитый княземъ Потемкинымъ — Таврическимъ изъ Валашскаго золота въ 1777 году. Онъ изображаетъ гору Синай и Моисея съ скрижалями Завѣта; въ пещерѣ ея помѣщена дарохранительница, а при подошвѣ положено собственноручное, начертаніе императрицы Екатерины II о новомъ учрежденіи губерній на 240 листахъ. Въ подножіи ковчега на другой сторонѣ хранятся: актъ о престолонаслѣдіи императора Павла I, манифестъ императора Александра I, отреченіе отъ престола Цесаревича Константина Павловича, и актъ о совершеннолѣтіи Наслѣдника Престола. Въ алтарѣ стоялъ прежде обитый краснымъ бархатомъ ящикъ, въ которомъ хранилась за Патріаршею печатью избранная Государева грамота царя Михаила Ѳеодоровича, находящаяся нынѣ въ главномъ московскомъ архивѣ министерства иностранныхъ дѣлъ. Сѣнь надъ престоломъ устроена при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ въ 1627 году.
Въ югозападномъ углу собора, между святительскими гробницами, находится мѣдный шатеръ, устроенный также при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, для храненія гроба Господня, или плащаницы и ризы Господней, которая сперва взята была изъ Мцхетскаго собора въ Грузіи персидскимъ шахомъ Аббасомъ, а потомъ принесена въ Москву изъ Персіи въ даръ царю отъ шаха въ 1626 году. Риза Господня, какъ оказалось по осмотру ея патріархомъ Филаретомъ съ духовенствомъ, въ длину и поперегъ пяди полотняная, какъ бы красновата, но полинялая отъ времени, и соткана изо льна. Ковчегъ съ ризою Господнею хранится, вмѣстѣ съ другими ковчегами, вмѣщающими въ себѣ св. мощи, въ придѣлѣ Петра и Павла, и ежегодно, 10 іюля, въ день празднованія положенія ризы Господней, возлагается въ шатрѣ на гробѣ Господнемъ, откуда во' всенощное бдѣніе выносится архіереемъ и ставится на налоѣ для чествованія. Тамъ же въ золотомъ ковчегѣ вложенъ гвоздь Господень, принесенный въ 1686 году изъ Грузіи въ Россію царемъ грузинскимъ Арчиломъ. Эта святыня хранилась въ домовой церкви грузинскаго царя до 1715 года. Когда же, Арчилъ по просьбѣ брата своего Георгія, хотѣлъ послать эту святыню въ Грузію, гдѣ свирѣпствовало моровое повѣтріе, то она была остановлена въ Казани губернаторомъ, который донесъ объ этомъ Петру I. Государь повелѣлъ удержать ее и препроводить обратно въ Москву для храненія въ Успенскомъ соборѣ.—Въ серебряномъ ковчегѣ заключается часть ризы Божіей Матери, принесенная въ соборъ княземъ В. В. Голицынымъ.
Изъ св. мощей, хранящихся въ серебряныхъ ковчегахъ, замѣчательны правая рука св. Апостола Андрея Первозваннаго и главы вселенскихъ учителей и святителей Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго и перстъ Василія Великаго. Рука Апостола Андрея принесена въ Москву въ 1644 году изъ города Солуня (Ѳессалоники) греческимъ архимандритомъ Галактіономъ. О подлинности этой святыни засвидѣтельствовалъ въ письмѣ къ царю Михаилу Ѳеодоровичу патріархъ константинопольскій Парѳеній.
Кромѣ того, въ Успенскомъ соборѣ почиваютъ мощи св. митрополитовъ всероссійскихъ Іоны, умершаго въ 1461 г.:, Филиппа II, задушеннаго въ 1568 г. Малютою Скуратовымъ за обличенія буйной опричнины— Фотія, умершаго въ 1431 г., и Кипріана, бывшаго свидѣтелемъ нашествій татарскихъ хановъ Тохтамыша и Тамерлана и скончавшагося въ 1406 году. Здѣсь же погребены тѣла митрополитовъ Геронтія, умершаго въ 1489 г., Симона 1511 г., Макарія 1564 г. и Аѳанасія, ум. въ концѣ 16-го столѣтія, и девяти патріарховъ Іова, Гермогена, Филарета, Іоасафа I, Іосифа, Іоасафа II, Нитирима, Іоакима и Адріана (1607–1700).
Обратимся теперь къ историческимъ достопримѣчательностямъ хранящимся въ Успенскомъ Соборѣ.
Первое мѣсто между ними занимаютъ Царскія мѣста. Престолъ Владиміра Мономаха, сдѣланный изъ орѣховаго дерева, весь испещренъ надписями, относящимися къ исторіи этого государя. По преданію, престолъ этотъ, сдѣланный при Владимірѣ Мономахѣ, привезенъ былъ изъ Кіева во Владиміръ вмѣстѣ съ перенесеніемъ сюда великаго княженія, а изъ Владиміра въ Москву при великомъ князѣ Іоаннѣ Даниловичѣ Калитѣ. Царь Алексѣй Михайловичъ слушалъ обѣдню иногда на царскомъ мѣстѣ, иногда тутъ же у столба; мѣсто царское было завѣшено камчатными занавѣсями и здѣсь, по обычаю, заимствованному отъ греческихъ императоровъ, царь перемѣнялъ иногда свою одежду. Во время приготовленій къ коронованію императрицы Екатерины I, въ 1724 году, Петру I было доложено: не лучше ли вынести изъ собора это старое мѣсто? Императоръ сказалъ на это: «Я сіе мѣсто почитаю драгоцѣннѣе золотаго за его древность, да и потому, что всѣ державные предки, россійскіе Государи, на немъ стояли». По приказанію его, оно обложено золотою парчею, а вверху украшено золотой бахрамою. На немъ, во время коронованія, слушали божественную литургію: Екатерина I, Петръ II, Анна Іоанновна, Елисавета Петровна и Екатерина II. Здѣсь же у южныхъ дверей, во время татарскаго ига, возводимы были на престолъ ханскими послами великіе князья.
За лѣвымъ клиросомъ стоитъ мѣсто Ихъ Императорскихъ Высочествъ. Въ древнихъ описаніяхъ собора оно называлось мѣстомъ блаженныя памяти великихъ государынь и великихъ княгинь, и древнихъ царицъ россійскихъ. Оно поставлено царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ.
Патріаршее мѣсто — каменное. Оно стоитъ на бывшемъ митрополичьемъ мѣстѣ за правымъ клиросомъ; внутри его находится сѣдалище, обитое бархатомъ; на стѣнѣ изображеніе Спасителя, а у одного изъ двухъ столбиковъ архипастырскій жезлъ св. Петра митрополита. Здѣсь-то возсѣдалъ и стоялъ святитель. Архіепископы и епископы возводили на него новопосвященнаго митрополита; самъ царь, вручая ему пастырскій жезлъ, говорилъ рѣчь, на которую, отвѣчалъ новопоставленный іерархъ. Здѣсь св. Филиппъ не благословилъ Іоанна Грознаго, подошедшаго къ нему на благословеніе и обличалъ его жестокость; здѣсь отнятъ былъ святительскій жезлъ у Никона патріарха. При посвященіи митрополита ростовскаго Филарета въ патріархи въ 1619 году, царь съ патріархомъ стоялъ на высокомъ мѣстѣ посреди церкви, гдѣ царь поднесъ патріарху панагію, бархатную мантію и бѣлый шелковый клобукъ, а патріархъ іерусалимскій Ѳеофанъ вручилъ ему посохъ св. Петра митрополита. По древнему уставу, во время богослуженія діаконъ кадилъ патріаршему мѣсту и въ отсутствіи патріарха, но въ послѣдствіи, указомъ Петра Великаго, это отмѣнено.
Ризница Успенскаго собора замѣчательна богатствомъ и древностью богослужебныхъ принадлежностей. Изъ нихъ особеннаго вниманія заслуживаетъ евангеліе, напечатанное въ 1689 году и украшенное отъ щедротъ царей Іоанна и Петра Алексѣевичей. Длина его 1 ¼ аршинъ, ширина 11 вершковъ. Оно обложено золотомъ съ обѣихъ сторонъ и украшено на верхней доскѣ семью большими изумрудами, на которыхъ вырѣзаны выпуклыя изображенія Господа Вседержителя, Богоматери, Іоанна Предтечи и четырехъ Евангелистовъ, а на нижней доскѣ десять золотыхъ съ финифтью образовъ; между ними размѣщены разные драгоцѣнные каменья: рубины, сапфиры, гіацинты, алмазныя, изумрудныя и яхонтовыя травы и розетки. Замѣчательны также:
1) Крестъ кипарисный въ золотомъ окладѣ, съ частицею животворящаго Креста и съ мощами разныхъ святыхъ, сдѣланный по приказанію боярина, въ послѣдствіи царя Ѳеодора Борисовича Годунова въ 159 і г.
2) Два сосуда изъ яшмы и оникса, принадлежавшіе св. Антонію Римлянину, игумену древнѣйшаго новгородскаго монастыря. По сказанію пролога, св. Антоній, положивъ эти сосуды въ бочку, бросилъ ихъ въ море, откуда они приплыли въ Волховъ, гдѣ вытащили ихъ рыбаки близъ Антоніева монастыря, йзъ Новгорода эти сосуды перенесены въ Москву царемъ Іоанномъ Грознымъ. На соборѣ 1682 года противъ старовѣровъ, патріархъ Іоакимъ представилъ ихъ въ доказательство четверочастнаго на нихъ креста. 3) Потиръ золотой, убранный драгоцѣнными каменьями; рукоятіе его, поддонокъ и три блюдца выточены изъ слоновой кости собственноручно императрицею Маріею Ѳеодоровною, которая вырѣзала на поддонкѣ слѣдующія слова: «На память благополучнаго возвращенія моего любезнаго супруга изъ похода противъ Шведовъ, Сентября 18, 1788 года, собственныхъ трудовъ моихъ. Марія». 4) Небольшая сосюритовая чаша съ крышкою, на которой находится финифтяный змій, связанный узломъ, какъ символъ мудрости и здравія; въ нее. вливается св. мѵро для помазанія Государей Россійскихъ. Она почитается за упоминаемую въ лѣтописяхъ сердоликовую Августову крабійцу (чашу), которую вмѣстѣ съ царскою утварью прислалъ Владиміру Мономаху греческій императоръ Алексѣй Комнинъ и которую завѣщавали старшему сыну своему великіе князья, начиная съ Іоанна Іоанновича (1353–1359 г.). 5) Золотая овальной формы чаша для святой воды, съ которою всегда бываютъ встрѣчаемы Государи Россійскіе при вступленіи ихъ въ Успенскій соборъ. Она принесена въ даръ въ 1786 году императрицею Екатериною, въ память, какъ гласитъ надпись на чашѣ, «присоединенія къ Россіи Херсонеса Таврическаго, изъ коего проистекла для нея вѣра Христова». 6) Финиковыя вѣтви или ваіи, выписанныя изъ Палестины— ихъ носили въ рукахъ цари, царицы, царевичи и царевны при шествіи святителя на осляти, въ недѣлю Ваій, къ лобному мѣсту и стояли съ ними въ Успенской соборной церкви. 7) Ложка изъ рыбьей кости св. Іоны митрополита, сохранившаяся до нынѣ въ цѣлости. 8) Три низанные крупнымъ жемчугомъ воздуха, съ осмиконечными крестами, въ которые вставлено 47 золотыхъ запанъ съ драгоцѣнными камнями. 9) Три другіе воздуха, шитые золотомъ и низанные по атласу жемчугами, собственныхъ трудовъ императрицы Екатерины II. 10) Двѣ пелены къ образамъ Успенія и Владимірской Божіей Матери, пожертвованныя бояриномъ Ильею Милославскимъ, шуриномъ царя Алексѣя Михайловича; на послѣдней изъ нихъ трость, копье, каймы и слова вынизаны крупнымъ жемчугомъ; она украшена кромѣ того алмазами, яхонтами и изумрудами; въ 1669 году она оцѣнена была въ 2000 рублей. 11) Два покрова на гробы патріарховъ Филарета и Іоасафа изъ вишневаго бархата, съ зеленою камчатною каймой, по которой вышиты золотомъ и серебромъ надписи; осьмиконечный крестъ, находящійся посрединѣ, украшенъ по мѣстамъ жемчугомъ, которымъ вынизаны трость, копіе, губа, Адамова глава и слова. Первое изъ нихъ сооружено царемъ Михаиломъ Ѳеодоровичемъ на гробъ своего родителя. 12) Пять богатѣйшихъ священническихъ ризъ, передѣланныхъ въ 1687 году изъ старыхъ; онѣ изъ золотой парчи съ оплечьями, украшенными жемчугомъ и драгоцѣнными каменьями. Между ними заслуживаетъ особеннаго вниманія одна, данная въ память родителей своихъ царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ въ 1652 году; оплечья ея всѣ покрыты золотыми дробницами, репьями, дощечками, на которыхъ изображена подпись; при нихъ одинъ стихарь съ оплечьями, низанными жемчугомъ и каменьями. Въ 1812 году утратилась богатая полная ризница, надъ которой трудилась сама Екатерина II въ продолженіи двухъ лѣтъ и трехъ мѣсяцевъ и которую она прислала въ Успенскій соборъ къ празднику Пасхи въ 1779 году.
Ученый изслѣдователь московскихъ древностей, И. М. Снегиревъ полагаетъ, что основаніе библіотекѣ Успенскаго собора положено вмѣстѣ съ построеніемъ самаго собора ев. Петромъ митрополитомъ, и что св. Іона, перенеся изъ Кіева въ Москву древнюю утварь, вѣроятно, взялъ оттуда и нѣкоторыя книги. Впрочемъ достовѣрно извѣстно только то, что Іоаннъ III— и Іоаннъ IV обогатили соборную библіотеку книгами, взятыми въ Новгородѣ, послѣ его покоренія. Но затѣмъ нашествія Татаръ и пожары нѣсколько разъ истребляли храяившіяся въ соборѣ древнія рукописи и книги, а въ пожаръ 1547 года изъ книгъ Успенскаго собора успѣли вынести только правила церковныя, привезенныя изъ Царьграда митрополитомъ Кипріаномъ. Тогда же, вѣроятно, утратились хранившіеся въ соборѣ ярлыки хановъ, данные Церкви и духовенству. Митрополитъ Макарій основалъ при соборѣ новую библіотеку, въ которую далъ вкладомъ многія книги, подписанныя собственною его рукою. Во время нашествія Поляковъ книгохранилище собора потерпѣло многія важныя утраты, но къ счастію, нѣкоторые Макаріевскіе вклады уцѣлѣли въ немъ отъ хищенія и истребленія. Во время патріаршества соборная библіотека обогащена была разными рукописями и печатными книгами, которыя уцѣлѣли отчасти и послѣ Наполеоновскаго нашествія. Въ нее положена была въ 1598 г. избирательная грамота Бориса Годунова, написанная отъ имени земской думы и утвержденная рукоприкладствомъ Бориса и сына его Ѳеодора. Въ настоящее время библіотека состоитъ изъ нѣсколькихъ сотъ харатейныхъ писанныхъ на телятинѣ (какъ сказано въ древней описи собора), бумажныхъ рукописей и печатныхъ книгъ славяно-русскихъ и латынскихъ церковныхъ, богословскаго и нравственнаго содержанія.
Мы упоминули выше, что въ Успенскомъ соборѣ совершается коронованіе или вѣнчаніе на царство Государей Россійскихъ. Торжество это получило свое начало при великомъ князѣ Іоаннѣ III въ 1498 году, когда Іоаннъ, присоединивъ большую часть удѣльныхъ княжествъ къ великому княжеству московскому, возложилъ царскій вѣнецъ на главу сына своего Димитрія.
Послѣ того, торжественное вѣнчаніе на царство совершено было при Іоаннѣ Грозномъ въ 1547 году, его совершалъ въ Успенскомъ соборѣ митрополитъ Макарій, возложившій, по чиноположенію, на главу царя вѣнецъ Мономаховъ, на плечи св. бармы и на шею крестъ св. Петра митрополита. Съ того времени коронованіе Государей вошло въ постоянный обычай. Великолѣпнѣе всѣхъ было вѣнчаніе на царство Ѳеодора Іоанновича; оно совершено было въ 1584 году митрополитомъ Діонисіемъ и послужило образцомъ для его преемниковъ. Въ рѣчи своей царь сказалъ, что «отецъ его велѣлъ ему, по давнему уставу, помазаться и вѣнчаться царскимъ вѣнцомъ, діадимою и сбытыми бармами». Возложивъ на самодержца крестъ Мономаховъ, бармы и вѣнецъ, митрополитъ взялъ его за правую руку и, поставивъ на царскомъ мѣстѣ, вручилъ ему скипетръ съ слѣдующими словами: «блюди хоругви великія Россіи». Послѣ херувимской пѣсни, въ царскихъ дверяхъ митрополитъ возложилъ на Ѳеодора Мономахову золотую цѣпь, а въ концѣ литургіи помазалъ его мѵромъ и причастилъ св. тайнъ. Подобнымъ обра зомъ совершалось коронованіе всѣхъ послѣдующихъ царей, какъ-то: Бориса Годунова, Михаила Ѳеодоровича, Алексѣя Михайловича и Ѳеодора Алексѣевича. Тому же обряду послѣдовалъ и Лжедимитрій, который вѣнчанъ былъ въ Успенскомъ соборѣ на царство, вмѣстѣ съ Мариною Мнишекъ, 29 іюня 1605 года лже-патріархомъ Игнатіемъ; въ послѣдствіи самозванецъ здѣсь же былъ преданъ анаѳемѣ патріархомъ и духовенствомъ. Со временъ Петра Великаго, возложившаго на голову супруги своей Екатерины I, вмѣсто шапки Іономаховой, Императорскую корону, при коронованіи Государей совершается, съ небольшими измѣненіями, обрядъ, установленный этимъ Монархомъ. Въ Успенскомъ соборѣ царевичъ Алексѣй Петровичъ торжественно отрекся отъ правъ своихъ на наслѣдованіе Всероссійскаго престола въ 1718 году. Въ 1742 году здѣсь помазанъ мѵромъ въ православную вѣру и объявленъ наслѣдникомъ престола герцогъ Шлезвигъ-Голштинскій Петръ Ульрихъ, царствовавшій въ послѣдствіи подъ именемъ Петра III.
Въ Успенскомъ соборѣ совершалось иногда и бракосочетаніе Государей. Такъ въ 1391 году митрополитъ Кипріанъ вѣнчалъ здѣсь великаго князя Василія Димитріевича съ Софіею Витовтовною; въ 1472 году вѣнчанъ Іоаннъ III съ Софіею Ѳоминичною; въ 1500 году дочь Іоанна III Ѳеодосія съ княземъ Василіемъ Холмскимъ; въ 1505 г. великій князь Василій Іоанновичъ съ Соломоніею Сабуровою; въ 1506 году новокрещенный татарскій царевичъ Петръ съ сестрою великаго князя Евдокіею; въ 1526 году великій князь Василій Іоанновичъ съ Еленою Глинской. Въ 1606 году въ Успенскомъ соборѣ былъ вѣнчанъ лже-патріархомъ Игнатіемъ Димитрій самозванецъ съ Мариною Мнишекъ, а въ послѣдствіи цари Михаилъ Ѳедоровичъ, Алексѣй Михайловичъ, Ѳедоръ Алексѣевичъ и Іоаннъ Алексѣевичъ.
Съ 15-го столѣтія въ Успенскомъ соборѣ началось рукоположеніе святителей; здѣсь же происходило и избраніе ихъ посредствомъ жребіевъ; здѣсь рукополагаются архіереи и донынѣ.
Изъ замѣчательныхъ обрядовъ, совершавшихся въ древности въ Успенскомъ соборѣ, извѣстны слѣдующіе: 1) пещное дѣйствіе, въ воспоминаніе бывшихъ въ Халдейской пещи трехъ отроковъ— 2) воспоминаніе страшнаго суда, состоявшее изъ чтенія относящихся къ сему мѣстъ священнаго Писанія и пѣнія стихиръ; 3) похожденіе въ началѣ индикта, или новопровожденія лѣта, иначе названное дѣйствомъ многолѣтняго здравія, 1 Сентября; и 4) шествіе святителя на осляти отъ Успенскаго собора до Лобнаго мѣста и обратно. Кромѣ того въ семъ соборѣ отправлялись и донынѣ отправляются: 1) въ первое воскресенье великаго поста обрядъ православія, т. е. возглашеніе анаѳемы отступникамъ, еретикамъ и государственнымъ измѣнникамъ, и вѣчной памяти православнымъ ревнителямъ благочестія; 2) елеосвященіе и умовеніе ногъ въ великій четвертокъ; 3) празднованіе положенія ризы Господней 10 іюля; 4) празднованіе Воздвиженія честнаго животворящаго Креста Господня, и 5) освященіе игра.
За недѣлю до праздника Успенія Божіей Матери издревле установлены семь крестныхъ хожденій изъ ближнихъ соборовъ и монастырей, а во всю святую недѣлю изъ Успенскаго собора въ другіе соборы, и въ монастыри Чудовъ и Вознесенскій. Кромѣ того, совершается еще тринадцать крестныхъ ходовъ въ воспоминаніе знаменитыхъ для Москвы и Россіи событій.
Въ Успенскомъ соборѣ никого не отпѣваютъ и не хоронятъ со времени погребенія послѣдняго патріарха Адріана; Въ древнія времена установлена была ежедневная заупокойная литія для поминовенія святѣйшихъ вселенскихъ патріарховъ, православныхъ царей и царицъ, преосвященныхъ митрополитовъ, благовѣрныхъ великихъ князей и княгинь всея Россіи, боголюбивыхъ архіепископовъ и епископовъ, благовѣрныхъ князей и княгинь и всего иноческаго чина; а указомъ императрицы Анны Іоанновны 1732 повелѣно: «исправлять въ Успенскомъ соборѣ панихиды по великихъ Государяхъ, Царяхъ и Великихъ Князьяхъ, по Великихъ Государыняхъ, Царицахъ и Великихъ Княгиняхъ и Ихъ Императорскаго Величества высокой фамиліи прародителяхъ, а во вселенскія родительскія субботы ставить кутьи на патріаршихъ и архіерейскихъ на всѣхъ 16 гробахъ; ноября-же 1-го на память боярина Ильи Ивановича Морозова», который пожертвовалъ для Успенскаго собора въ 1660 году огромное серебрянное паникадило, вѣсомъ, кромѣ желѣза и мѣди, въ 60 слишкомъ пудовъ, а всего въ 113 пудовъ, похищенное непріятелемъ въ 1812 году.
Съ давнихъ временъ при Успенскомъ соборѣ отправляемо было въ различные праздники десять столовъ, убавленныхъ впослѣдствіи до одного, т. е. кормлены были нищіе и всякихъ чиновъ скудные люди; такъ въ 1674 году, какъ видно изъ записи въ патріаршей расходной книгѣ, кормлено было, по указу патріарха, такихъ лицъ въ праздникъ Успенія 2500 человѣкъ.
Въ Успенскомъ соборѣ совершаема была присяга подданныхъ Государю при вступленіи его на престолъ, а въ послѣдствіи, но учрежденіи сената Петромъ Великимъ и до 1812 года, здѣсь приводимы были къ присягѣ на свою должность сенаторы.
Цари, отправляясь на войну или на богомолье, принимали въ Успенскомъ соборѣ отъ святителя благословеніе животворящимъ Крестомъ и святою водою, и донынѣ Государи россійскіе, по прибытіи въ свою древнюю столицу, всегда имѣютъ прежде всего шествіе въ Успенскій соборъ для поклоненія св. иконамъ и мощамъ святителей московскихъ.
Подобно монастырямъ, Успенскій соборъ имѣлъ у себя много вотчинъ, которыми управлялъ соборный протопопъ съ братіею. Онѣ назывались Богородицкими и были освобождены отъ всякихъ податей.
Въ 1764 году состоялись штаты на архіерейскіе домы, монастыри, соборныя и ружныя церкви и по этимъ штатамъ положено при Успенскомъ соборѣ быть одному протопопу, двумъ ключарямъ, четыремъ священникамъ, одному протодіакону, двумъ пономарямъ, шести сторожамъ и двадцати звонарямъ. Императоръ Павелъ I, желая, чтобы бѣлое' священство имѣло образъ и состояніе, соотвѣтственныя важности сана и пользовалось приличными тому выгодами, указомъ отъ 18 декабря 1797 года повелѣлъ учредить при Успенскомъ соборѣ по шести священниковъ, которые должны были имѣть преимущественное право къ заступленію знатнѣйшихъ протоіерейскихъ мѣстъ и къ употребленію въ почетнѣйшія службы и должности; въ награду же за отличныя заслуги предоставлено было начальству удостоивать первенствующихъ изъ нихъ ношенія архимандритскихъ митръ. Въ день своего коронованія, Императоръ Павелъ пожаловалъ протоіерея Успенскаго собора Александра Левшина орденомъ св. Анны 1-й степени и повелѣлъ ему именоваться протопресвитеромъ, а соборнымъ священникамъ пресвитерами. Въ 1818 году Императоромъ Александромъ I увеличены были оклады соборнаго духовенства.
Подобно тому, какъ въ древнія времена Успенскій соборъ былъ прежде митрополичьимъ, а потомъ патріаршимъ, нынѣ, по учрежденіи святѣйшаго синода, онъ именуется синодальнымъ.
Такова исторія московскаго Успенскаго собора, заключающаго въ стѣнахъ своихъ столь великое множество священныхъ и великихъ воспоминаній. Оттого-то ата древняя всероссійская святыня была во всѣ времена предметомъ благоговѣйнаго поклоненія каждаго русскаго, любящаго свое отечество и чтущаго православную вѣру. Здѣсь съ древнихъ временъ хранится священный залогъ его вѣры въ мощахъ нетлѣнныхъ молитвенниковъ его предъ Богомъ, и здѣсь же произносятъ свои царственные обѣты во благо Россіи державные Вожди ея.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.