Храмъ во имя Христа Спасителя

.

Послѣ того какъ полчища Наполеона I, вторгнувшіяся въ Россію въ 1812 году, были изгнаны изъ ея предѣловъ, Императоръ Александръ Павловичъ, въ благоговѣйномъ чувствѣ признательности къ Господу Вседержителю за спасеніе отечества отъ угрожавшей ему гибели, возъимѣлъ мысль увѣковичить эти тяжелыя, но славныя событія сооруженіемъ въ Москвѣ храма во имя Христа Спасителя, о чемъ и былъ изданъ въ Вильнѣ 25 декабря 1812 года Высочайшій манифестъ. Не смотря на множество государственныхъ заботъ, занимавшихъ Государя въ то тревожное время, Его Величество неутомимо заботился о приведеніи въ исполненіе своего обѣщанія, и въ 1816 году, изъ многочисленныхъ проектовъ для сооруженія храма былъ избранъ проектъ академика Витберга.

По этому проекту, мѣстомъ сооруженія храма Христа Спасителя были назначены Воробьевы горы, имѣющія 32 сажени высоты и находящіяся на правомъ берегу Москвы рѣки. Храмъ долженъ былъ имѣть 110 саженъ въ вышину и состоять изъ трехъ отдѣловъ или ярусовъ, посвященныхъ — нижній Рождеству, средній — Преображенію и верхній — Воскресенію Спасителя. По обѣимъ сторонамъ храма должна была простираться колоннада (рядъ колоннъ или столбовъ), на которой предназначалось изобразить пмена всѣхъ воиновъ, павшихъ въ 1812 году. На концахъ колоннады предположено было помѣстить два памятника, въ 50 саженъ вышины каждый, изъ коихъ одинъ долженъ быть отлитъ изъ непріятельскихъ пушекъ, отбитыхъ въ предѣлахъ Россіи, другой изъ непріятельскихъ же пушекъ, взятыхъ во время похода отъ русской границы до столицы Франціи, — Парижа. Зданіе оканчивалось большимъ куполомъ и четырьмя малыми главами; въ послѣднихъ предполагалось помѣстить 48 колоколовъ и подобрать ихъ такъ, чтобъ они составляли четыре стройные музыкальные аккорда. Отъ вершины горы до креста считалось 80 саженъ. Предположенные размѣры храма дѣлали его огромнѣйшимъ зданіемъ въ мірѣ, превышающимъ величайшую изъ египетскихъ пирамидъ болѣе нежели на 40 саженъ. Чрезъ годъ по избраніи этого исполинскаго плана, 12 октября 1817 года, то есть въ тотъ самый день, въ который Наполеонъ, за пять лѣтъ предъ тѣмъ, вынужденъ былъ оставить Москву, происходило на Воробьевыхъ горахъ торжество закладки храма, въ присутствіи Императора Александра 1, Великаго Князя Николая Павловича, другихъ Особъ Царской Фамиліи, иностранныхъ принцевъ и архіепископа московскаго Августина, при многочисленномъ стеченіи народа. Войска гвардіи, нарочно вызванныя для этого изъ Петербурга, и полевыя войска были расположены въ четыре ряда по одной сторонѣ вплоть отъ Кремля до Воробьевыхъ горъ. По совершеніи литургіи въ церкви Тихвинской Божіей Матери въ Лужникахъ, неподалеку отъ Новодѣвичьяго монастыря, — къ мѣсту сооруженія храма двинулся крестный ходъ, и здѣсь опущена была въ нарочно выдолбленный камень гранита, мѣдная доска съ именами высокихъ лицъ, принимавшихъ участіе въ закладкѣ.

Къ крайнему прискорбію каждаго Русскаго, 'приведеніе въ исполненіе этого громаднаго проекта встрѣтило неодлимыя препятствія. Свойство почвы Воробьевыхъ горъ, при производствѣ работъ и по ближайшемъ изслѣдованіи, оказалось ненадежнымъ для возведенія столь огромнаго зданія. Поэтому постройка храма остановлена, не смотря на то, что на работы затрачено было 4.132,560 рублей ассигнаціями. Работы эти происходили въ теченіе восьми съ половиною лѣтъ.
Въ 1832 году удостоился Высочайшаго утвержденія новый проектъ храма, составленный архитекторомъ Тономъ. По этому проекту новый храмъ имѣетъ форму равноконечнаго креста, или иначе квадрата съ выступами съ каждой стороны. Всѣхъ столбовъ вокругъ храма 36; они поддерживаютъ корнизъ изъ двадцати полукруглыхъ арокъ. Столбы имѣютъ восьмигранную форму. На переднемъ фасадѣ каждаго выступа трое входныхъ вратъ. Все зданіе оканчивается одною большою и четырьмя малыми главами. Діаметръ купола до 14 саженъ. Вышина зданія съ крестомъ достигаетъ до 48 ½ саженъ, въ томъ числѣ крестъ имѣетъ 4 сажени въ вышину. Пространство храма съ крыльцами составляетъ площадь до 1,500 квадратныхъ саженъ. Внутри четыре огромные столба поддерживаютъ зданіе Внутренность храма освѣщается 16-ю окнами, помѣщенными въ главномъ куполѣ, и 36-ю, помѣщенными на хорахъ; каждое окно имѣетъ въ вышину до 4 саженъ.
Мѣсто для построенія новаго храма настолько возвышенно, что величественный храмъ господствуетъ надъ всею Москвою и видѣнъ со всѣхъ концовъ, откуда бы ни подъѣзжали къ первопрестольной столицѣ. Оно избрано самимъ въ Бозѣ почившимъ Императоромъ Николаемъ Павловичемъ и находится неподалеку отъ Кремля, тамъ гдѣ былъ до того времени Алексѣевскій дѣвичій монастырь. Первоначальныя работы начаты были въ 1838 году, и когда не было болѣе сомнѣнія въ томъ, что работы эти можно продолжать вполнѣ успѣшно, то назначенъ былъ и день торжественной закладки. Она совершена 10 сентября 1839 года. При закладкѣ присутствовали Императоръ Николай I, Наслѣдникъ Цесаревичъ, нынѣ благополучно царствующій Государь Императоръ Александръ Николаевичъ, члены Царской фамиліи, иностранные принцы, начальствующія лица и множество народа. Богослуженіе совершалъ московскій митрополитъ Филаретъ. Инвалиды 1812 г. открывали церемоніальное шествіе къ мѣсту закладки. Отъ Успенскаго собора вплоть до сооружаемаго храма стояли войска. Ко дню закладки были выбиты медали золотыя, серебряныя и бронзовыя, съ изображеніемъ на одной сторонѣ Всевидящаго ока, съ надписью: «не намъ, не намъ, а имени Твоему», а на другой — фасада храма, съ надписью: «завѣщалъ Александръ I, началъ исполненіе Николай I». Эти медали раздавались лицамъ, принимавшимъ участіе въ закладкѣ храма.
Во время составленія проекта сооружаемаго храма была заявлена мысль, что желательно было бы, чтобы на такое величественное зданіе былъ употребленъ исключительно матеріалъ отечественный, такъ какъ наши каменныя породы имѣютъ несомнѣнное превосходство надъ камнями чужихъ странъ, для построекъ въ суровомъ сѣверномъ климатѣ. Для внѣшней одежды цоколя и стѣнъ храма былъ избранъ бѣловатый мраморъ открытый въ селѣ Протопоповкѣ Коломенскаго уѣзда. Камень этотъ весьма проченъ и принимаетъ даже полировку. Употребленіе этого мрамора началось съ 1840 года. Впрочемъ, по дороговизнѣ этого матеріала и для большей прочности шкукатурки стѣнъ, Высочайше разрѣшено оставшіяся между мраморными частями гладкія стѣны штукатурить цементомъ. На облицовку внутреннихъ стѣнъ употреблены только два сорта русскихъ камней: лабрадоръ — камень темнозеленаго цвѣта съ кристаллами радужнаго блеска, и шокшинскій порфиръ, — камень темнокраснаго цвѣта. И только въ дополненіе къ этимъ двумъ русскимъ каменнымъ породамъ, при облицовкѣ внутреннихъ стѣнъ, предположено по необходимости употребить пять сортовъ иностраннаго мрамора разныхъ цвѣтовъ. На позолоту главъ употреблено золота 25 пудовъ, 31 фунтъ и 47 золотниковъ. Наружныя стѣны храма украшены рельефными (выпуклыми) изображеніями, содержаніе которыхъ составляютъ лица и событія изъ священной исторіи. Эти работы исполнены профессорами академіи художествъ Рамазановымъ, Логановскимъ и барономъ Клодтомъ, а также отчасти академикомъ Ивановымъ, и обошлись съ установкою ихъ на мѣсто въ 773,674 руб. Внутри храма, въ куполѣ написано изображеніе Господа Саваоѳа съ Сыномъ Божіимъ и Духомъ Святымъ, работы профессора живописи А. Т. Маркова Въ поясѣ купола изображены: на восточной сторонѣ Христосъ Спаситель, возсѣдающій на тронѣ, а справа и слѣва отъ него, вдоль всего пояса купола, двадцать изображеній, наиболѣе чтимыхъ святыхъ, въ томъ числѣ и изображеніе Божіей Матери. Работы эти производилъ профессоръ академіи художествъ Басинъ. Въ парусахъ свода помѣщены изображенія четырехъ евангилистовъ, работы ректора Бруни. Мѣстные и запрестольные образа писалъ профессоръ ЬІефъ, четыре большіе образа на хорахъ — профессоръ Шамшинъ. Всѣхъ образовъ, писанныхъ на стѣнахъ въ алтарѣ, въ облицовкѣ, по бокамъ оконъ, въ боковыхъ аркахъ, нишахъ (углубленіяхъ) надъ дверьми, на клиросахъ и подъ сводами, до 216. Въ иконостасѣ же поставлено 50 образовъ. Кромѣ того исполнены 92 живописные предмета изъ священной исторіи, для украшенія верхнихъ и нижнихъ корридоровъ храма. Внутреннія стѣны храма и корридора, тамъ гдѣ нѣтъ живописныхъ изображеній расписаны позолотой. Для пріобрѣтенія необходимой церковной утвари, по примѣрному исчисленію, придерживаясь описи этихъ предметовъ въ Исаакіевскомъ соборѣ, но при этомъ замѣняя золото въ вещахъ серебромъ, а серебро золоченой бронзой, потребуется сумма до 300,000 руб. круглымъ счетомъ.
Работъ для постройки собора предстоитъ еще весьма много. Поэтому естественно возникаетъ вопросъ: когда же можно ожидать окончанія всѣхъ этихъ работъ? Этотъ вопросъ былъ предложенъ коммисіи, завѣдующей работами, Государственнымъ Совѣтомъ, на что коммисія отвѣчала, что при отпускѣ ежегодно на работы 276,861 р., какъ это постановлено Государственнымъ Совѣтомъ въ 1864 году, построеніе храма можетъ быть окончено не раньше, какъ черезъ 24 г., такъ какъ на этотъ предметъ необходима сумма въ 5.870,632 р. Если же на постройку храма будетъ отпускаемо ежегодно по 845,000 руб., то храмъ Христа Спасителя можетъ быть оконченъ ранѣе семи лѣтъ и тогда стоимость работъ составитъ сумму въ 6.067,000 рублей.
Общая же стоимость всѣхъ работъ начиная съ 1838 года, т. е. со времени начала работъ и до окончанія сооруженія храма должна составить, по приблизительному расчету, около 15 милліоновъ рублей серебромъ.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.